ГЛАВНАЯ

УСТАВ

НОВОСТИ

О НАС ПИШУТ

МЫ ПИШЕМ

ТВОРЧЕСТВО

НАШИ ДРУЗЬЯ

ПЛАНЫ

ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ
Информация

Впечатления Йозефа Рараха от фестиваля F/X CON в Чехии.

"Жизнь кукол - судьба людей" С 13 по 16 сентября, в городе Подебрады, прошла выставка, посвященная жизни и творчеству известного российского кукловода Марты Цифринович. На выставке были представлены многочисленные фотографии, плакаты, благодарственные письма и уникальные куклы. Выставка была организована в рамках международного фестиваля F/X CON 2007.
Имя Марты Владимировны Цифринович вписано золотыми буква в историю мирового кукольного театра. Её таланту рукоплескала Америка и Европа. Впервые, Марта Владимировна приехала в Чехию в 1962 году, для участия в кукольном фестивале, в городе Хрудим.
Прошло уже более 40 лет, но в Чехии до сих пор любят и помнят Марту Цифринович, и ее неподражаемую куклу Венеру Пустомельскую - кандидата околовсяческих наук.
Впрочем, назвать Венеру Михайловну куклой как-то не этично, она живая. Почти за 50 лет своего существования, Венера Пустомельская сумела завоевать многие сердца - ей писали письма, посвящали эпиграммы, дарили цветы и приглашали на телевидение.
В чем секрет Венеры Михайловны? В точном совпадении образа и актерской игры? Почему зритель искренне верит в то, что кукла живая? Эту тяжело понять, Это тяжело описать и Этому практически невозможно научить. Настоящий талант мастера кукловода скрывается в серьезном отношении к кукле, в подборе репертуара, в художественном приеме. Возможно, это и есть искомый ответ, возможно. Но мне кажется, что, прежде всего дело в духовности самого человека, в таланте, который не позволяет скатиться к пошлости и вульгарности, в настоящем искусстве, которым владеет Марта Владимировна Цифринович. Марта Цифринович никогда не склоняла головы, не отступала перед трудностями и всегда шла к намеченной цели.
В 1937-м отца Марты Владимировны арестовали, а вскоре забрали и мать. Марта, которой только исполнилось 13 лет, в отчаянии стала писать письма Сталину с просьбой освободить родителей. Ответ пришел в 1939 году: "В связи с Вашим письмом на имя товарища Сталина, нами затребовано дело Вашей матери для проверки". А вскоре после этого письма пришла телеграмма: "Освобождена. Еду домой. Мама". Отца расстреляли.
Марта Владимировна всегда мечтала заниматься театром, увлекалась кинематографом. Однако судьба распорядилась по-другому: "Бродя по улицам, увидела объявление о приеме на Республиканские курсы режиссеров театра кукол под руководством Сергея Образцова+ Решила попытаться, хотя куклы меня никогда не интересовали".
Случай, судьба или что иное, навсегда соединило марту Владимировну и кукольный театр.
На курсах Сергея Образцова Марта Владимировна поставила свой первый спектакль о прибытии марсиан на Землю. Знакомство со Скупой и доктором Маликом, заставили Марту Цифринович взглянуть на кукольный театр под новым углом. Начался поиск формы и содержания. И как всегда, помог случай, который познакомил Марту Владимировну и Екатерину Терентьевну Беклешову - мастера по мимическим куклам. Из этого творческого союза и появилась на свет Венера Пустомельская, а вскоре и другие замечательные куклы.
Номера и скетчи сразу становились популярными, но творческий поиск на этом не заканчивался.
В 90-х года Марта Владимировна ставит спектакль "Огонь Надежды", который "оживил" картины Пабло Пикассо.
А вскоре начинается работа над новым проектом "Завтра начинается вчера" - кукольным спектаклем по мотивам картин российских художников России ХХ века. В 2004 году, этот спектакль, представляя Россию на Всемирном фестивале-конгрессе кукольных театров УНИМА.
У Марты Цифринович еще много творческих планов. Конечно, в наш век всеобщей коммерциализации общества, кукольный жанр стал не так популярен, и зачастую кукольное искусство все чаще уступает дорогу кукольному позерству и имитации. Но даже сейчас, метафора кукол никогда не отступит перед самой точной имитацией жизни.
На выставке посвященной творчеству Марты Цифринович было много посетителей. Люди разного возраста и национальностей с большим интересом слушали лекции о жизни этого уникального мастера кукловода и от души смеялись над шутками Венеры Михайловны Пустомельской, ожившей в руках Влада Таупеша.
Ahoj, Марта Владимировна! Чехия помнит и любит Вас.



Впечатления Галины Пунтусовой от фестиваля F/X CON в Чехии.

Деятельность Организаторов и приглашенных участников можно разделить на 2 линии: спецэффекты в кино и сохранение культурного и исторического наследия Праги и Чехии.
Фестиваль и особенно участвующие в нем люди мне очень понравились. Понравилось, что русские говорят на чешском, чехи - на русском, понравилось бережное отношение к легендам Праги и Чехии. Встретила людей, которые интересуются легендами, любят их, знают их и стараются донести свое уважение, отношение к легендам остальным людям. По сути это и было целью одного из направлений фестиваля. Руководителем литературной линии фестиваля был российский писатель А.Белянин. Он мне и сказал, что цель фестиваля - привлечь внимание к легендам, сохранить их, популяризовать и в России тоже. Остальные 3 организатора были из ЧР: Ирина Снегова, Влад Таупеш и Йозеф Рарах.
Позволю себе описать тот день, когда я приехала на фестиваль в Подебрады. К сожалению, присутствовать на всех днях не было возможности: мне хотелось сфотографировать дома, чтобы пополнить свой сайт о легендах, а туристическая путевка была всего на 4 дня, из которых я провела 1 день в Подебрадах. За этот сайт меня и наградили дипломом и пригласили участвовать в фестивале.
Что еще меня приятно удивило - там с первого взгляда не поймешь, кто чех, кто русский - все одинаково хорошо говорят на двух языках. И каждая сторона любит язык другой стороны и старается говорить на нем. Еще одно совпадение с моими интересами - мне чешский тоже доставляет большое удовольствие.
Встретила меня девушка. Самого пана Рараха, пригласившего меня, в тот момент не было. Я на чешском представилась, она на чешском же и ответила и повела меня в комнату, которую замок Подебрады им выделил для фестиваля. Там мне представили и меня представили организатору фестиваля Ирине Снеговой, с которой я снова заговорила на чешским. И тут она отвечает на хорошем русском:
Ребята, что вы изображаете друг перед другом? Почему не говорите на русском? И та девушка отвечает: "Не знаю. Она со мной заговорила, а я ответила". Оказалась, что она жена Андрея Белянина - писателя, одного из 4 организаторов фестиваля. Сама же Ирина Снегова переехала из России сколько-то лет назад, поэтому говорит на русском совершенно без акцента.
Дальше пришел писатель Белянин, и разговор превратился просто в бальзам души. Он стал говорить о легендах, то ту упомянет, то другую. Он подарил мне две свои книги. Он и сказал мне тему фестиваля, в которую я со своим сайтом вписалась довольно точно. Вот что написано в выданном мне дипломе:

Association on protection, propagation, studying and safeties historical and national cultural heritage, i.c.o. studio "Super-Phantom" Ltd.
GALINA PUNTUSOVA
FOR INTERNATIONAL PRESENTATION OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF PRAGUE AND CZECH REPUBLIC

Потом зашел высокий парень в черных блестящих брюках. Мне сказали, что это и есть Влад Таупеш (самый большой знаток легенд). Он пожал мне руку, сказав что-то на чешском, и убежал. Я все ждала пана Рараха.
Тем временем в холле шло приготовление: вынесли разных кукол и началась часть, посвященная Марте Цифринович. Т.к. Марта приехать не смогла, то ее куклу надел на руку Влад Таупеш, и кукла ожила на наших глазах. Я не думала, что специалист по легендам еще и прекрасный кукловод.
А когда он от лица куклы заговорил на прекрасном русском, совершенно без акцента, то я думала, что мне это кажется. Потом мне сказали, что он 5 лет работал на Мосфильме (еще и в Америке тоже и еще где-то. гримировал артистов, делал маски).
После этого спустились на этаж ниже, в зал, вдоль стен которого стояли куклы в рост человека: Дракула, мумия, невеста в гробу, разные персонажи кино и мой любимый Голем. И началось короткое представление под названием Stiny ("Тени") под музыку "Эры". Я такого выразительного еще не видела. Не знаю, как это назвать, но наверно танец. Подробно описать не могу, т.к. это надо видеть.
После этого вдруг ко мне подходит парень, который и кукол усаживал перед Мартой Цифринович, и участвовал в танце. Он спросил, я ли Галина Пунтусова. И тут я поняла, что он и есть пан Рарах.
Потом были еще мероприятия на фестивале. Я познакомилась с Мариной, которая делала кукол для одной из витрин фестиваля. Она сказала, что недавно "подсела" на легенды, а дальше наш разговор уже было не остановить.
В 7 вечера я пошла на поезд, а через 2 часа было шествие - организаторы фестиваля и их помощники нарядились в костюмы героев кино и фантастических фильмов и пошли провожать гостей до вокзала. Жаль, я этого не видела, но думаю, что это было очень зрелищно и душевно, как и весь фестиваль.



Издательство "Глобус" специализируется на издании книг, связанных с Чехией и Словакией, в том числе и сборников Общества братьев Чапеков. Кроме того, в последнее время вышли:

Карел Чапек. Письма из будущего

Содержание
Вступительная статья

Петер Карваш. Тайна сфинкса: Избранное

Оглавление


Общество братьев Чапек ищет спонсора для издания перевода с чешского языка книги известного кинолога, доктора ветеринарных наук, действующего судьи международной категории Зденека Прохазки «Разведение собак» (Zdenĕk Procházka. Chov psů. Praha, 1989, ISBN –80–209–0015–2).
Книга объемом 20 листов содержит 26 таблиц, 100 черно-белых и цветных фотографий. В Чехии выдержала два издания общим тиражом 90 тыс. экземпляров.
Автор в этой книге сконцентрировал максимум своих практических знаний и опыта.
В конце книги дается подробный Алфавитный указатель, по которому можно быстро найти страницу, где освещен интересующий Вас вопрос: вязка, ведение родов, забота о щенках, питание, болезни, как обустроить место для собаки, выгул, купание и чистка собаки, подготовка ее к выставке, документация, собаководческие акции и т.д.

В качестве иллюстрации приведем небольшой фрагмент из послесловия:

"В годы моей кинологической практики я выращивал, контролировал и судил бесчисленное количество щенят и взрослых кобелей и сук.
И всегда с теплым чувством и удивлением к природе я останавливался при виде красивой, гармонично сложенной собаки.
Сидя у рожающей суки, я восхищался, как природа-мать в совершенстве оснащает своих детей, что они сами справляются с родами, оказывают помощь щенятам, заботятся о них и дают им воспитание для самостоятельной жизни. И все это без консультаций для матери и ребенка! В этой связи я часто думал, что и хозяин собаки должен подходить к ее содержанию на таком же высоком профессиональном уровне, чтобы в случае необходимости он мог выполнить ожидаемую помощь и оправдать доверие, которое она испытывает по отношению к нему".

Обращаться по телефону: 764-16-89 (Ионина Ида Николаевна)



© "Общество братьев Чапеков в Санкт-Петербурге", 1995-2010

Сайт создан в системе uCoz